Лекция "Язык костюма"

Наша одежда – такой же способ коммуникации, как речь, язык тела или мимика. Что именно мы сообщаем своей манерой одеваться и какие знаки несла одежда наших предков, жителей XVIII и XIX веков, расскажет историк моды, доктор искусствоведения Раиса Кирсанова.
 
Раиса Мардуховна Кирсанова – ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (сектор русского искусства Нового и Новейшего времени). Всю жизнь занималась русским декоративно-прикладным искусством и костюмом XVIII-XX веков в живописи, литературе и театре. Преподает в Театральном институте им. Б.Щукина и на журфаке МГУ. Член редколлегии журнала «Теория моды: одежда, тело, культура».
 
Монография Раисы Кирсановой «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм-вещь и образ в русской литературе XIX века» выдержала два переиздания и стала культовой в среде модных критиков и специалистов по театральному костюму. Ее книга «Ленты, кружева, ботинки» была переведена на английский и корейский языки. Кирсанова писала о Пуаре и театре кабуки, о том, что носили герои Чехова и «красивые люди» на заре Советов, о кабинетах дэнди, роскоши императриц и моде на все античное в Серебряном веке.

 

Раиса Кирсанова:

"Костюм, и шире – одежда были определены как самый главный особый невербальный язык в конце XIX века, когда возникла потребность составить атлас всех существующих языков в мире. Тогда и возник вопрос о том, что считать языком. Оказалось, что можно передавать сообщения жестами, свистом, барабанной дробью, кострами и костюмом (одеждой). Тогда же появилось единодушное мнение, что наиболее точное сообщение, понимаемое мгновенно и без разночтений, принадлежит костюму. Известный ленинградский этнограф Т. Гаген-Торн определила костюм "как паспорт", а другой этнограф П. Богатырев – "как пучок функций". Последнее и было принято за самое верное и универсальное обобщение, поскольку функции никуда не деваются, а только меняют свою доминантность. А это зависит от культурного контекста. Это и страна, и эпоха, и уровень развития науки и пр. Разумеется, мы будем рассматривать наиболее близкие нам времена и стили: модерн, ардеко и т.д."

Раиса Кирсанова
Искусствовед, историк моды

Возврат к списку