Осёл
Клуб «418» представляет премьеру фильма «Осёл» – первой полнометражной неигровой картины мэтра мировой театральной режиссуры Анатолия Васильева.
Фильм «Осел» – это новеллы про Осла как мифологического архетипа и героя дня сегодняшнего, «найденные» режиссером на дорогах Италии: Фриули-Венеции-Джулии, Бельведере-Ланге, Пьемонта, Умбрии и Тосканы. В фильме использованы тексты Тонино Гуэрра и музыка итальянского музыканта — виолончелиста и композитора Джованни Соллима.

Анатолий Васильев: «Это гимн животному, имя которому Осёл. Смирному, вольному, упрямому, комичному. Животному, которое сопровождает человека по жизни тысячи лет. Возит его тележки, переносит ему поклажу и часто его самого на себе, защищает его, даже воюет с ним вместе, рожает ему ослят, кормит его детей молоком, любит его, смешит его, служит прототипом для героев великих романов. И сам он, Осёл, становится героем грустных и увлекательных историй от Ветхого Завета до латинского Рима.

Малая Италия сохранила почитание этого животного до наших дней — в праздниках Палио, что проходят в небольших городках. Осла наряжают, устраивают в его честь средневековые процессии, служат по утрам мессу в храмах, собираются на стадионах для ослиных гонок, одного из немногих соревновательных праздников, где победа не имеет значения. Мужчины и женщины, старики и молодежь, дети собираются не выигрыша ради, но — радости, которую доставляет им это удивительное животное на Палио. И люди, собранные вокруг этого животного, какие-­то другие, не такие, как в капитальных городах. О них можно воскликнуть: “Что за красивые люди тебя окружают, Осёл! И как это тебе удается!”

Форма произведения проста. Это новеллы из жизни героя фильма, Осла. Его монологи на крупных планах, сопровождающиеся, как в немом кино, крупными титрами. Его внутренние речи. Само участие Осла в Палио: поведение на бегах, комическое и победное, иногда неудачное; взаимоотношения с людьми — публикой, наездниками, докторами, прохожими, погонщиками. Из других новелл: Осел в римском амфитеатре, Осел в античной орхестре (каменоломне) вместе с протагонистом — рабочим; Осел с мальчиком в винограднике — мальчик читает Ослу кулинарную книгу. А также монологи и сцены людей на празднике Палио, в храме, на рынке, на площади — документальный портрет наших современников в Малой Италии.

Фильм-аллегория собран из восьми новелл, согласно авторской рукописи, наброску к будущему роману. «Осел» — вещь эпическая, неспешная, как и сама человеческая жизнь».

Виталий Манский, режиссер, продюсер, Президент фестиваля «Артдокфест»:

«В этом фильме предъявлена человеческая цивилизация сквозь призму ослиной жизни. Картина длинная, но я как человек, серьезно относящийся к тому, что делает Васильев, знаю, что его длинноты, энергетически емкие, зрителя не напрягают».

Историческая справка

Palio — по-итальянски бега. Palio degli Asini — бега ослиные. "Палио" произошло от латинского "pallium" — так назывался прямоугольный плащ, который носили греческие философы и унаследовали римляне. Такой же плащ присуждался победителю гонок.

В Альбе, небольшом городе в 70 км к югу от Турина, с 1932 года в первое воскресенье октября проводятся известные на весь мир ослиные гонки Palio degli Asini. Согласно одной легенде, горожане съели своих лошадей во время длительной осады, начали воевать на ослах и прониклись к ним уважением. Согласно другому источнику, городок Асти, тот, что осаждал Альбу, проводил лошадиные скачки, где альбийские наездники всякий раз выигрывали. Когда их демонстративно перестали приглашать, Альба в знак протеста и насмешки над ревнивыми соседями устроила шуточные гонки — на осликах.

Выиграть в ослиных скачках на полном серьезе — невозможно, поскольку строптивое животное не имеет соревновательного духа, не умеет слушаться и живет по своим законам. Идет, куда хочет. Стоит, когда хочет.

Кроме Альбы, ослиные скачки проходят в множестве малых городов Италии, где сохранился старый уклад и где бега приурочены к городским костюмированным праздникам. Осенью вы можете найти Palio degli Asini в Тоскане, Пьемонте, Ломбардии, Умбрии, Кампанье, Лацио и Эмилии-Романье.

Символика Осла

Короли, пророки и судьи выезжали на белых ослах. Именно поэтому Иисус выбрал белую ослицу для въезда в Иерусалим. По преданию, после распятия Иисуса ослица добралась до Италии. Ее культ просуществовал в Вероне до VII века, а ее мощам поклонялись еще несколько столетий.

В христианстве осёл стал эмблемой смирения, терпения и бедности. В религиозной живописи эпохи Возрождения осел присутствует в таких сюжетах, как жертва Исаака, Рождество Христово, бегство в Египет и въезд Господа в Иерусалим.

На ослах передвигались бродячие пророки-аскеты, так осёл стал благородным противопоставлением коню, собственности богача-грешника.

Крик осла предупреждает об опасности: ослы предупредили богов о приближении титанов, крик осла спас богиню домашнего очага Весту от покушения на нее бога Приапа, американский “осел из Чаттануги" во время Гражданской войны кричал перед нападением неприятеля.

Осёл — один из трех “ночных” судьбоносных персонажей, наряду с совой, воплощением богини мудрости Афины, и трехликой Гекатой, богиней мрака, ночных видений и чародейства. В Дельфах в жертву приносили именно ослов. Бог Дионис и его свита, согласно мифам, разъезжала на ослах. Древние финикияне и сирийцы почитали осла как образ, связанный с культом Ваала. В Индии на осле восседают божества, связанные со смертью.

В «Золотом осле» Апулея мы находим метафизическую историю трансформации человека в осла и прохождения им всех этапов посвящения в культ Исиды.

Анатолий Васильев, режиссер, автор фильма «Осёл»

Театральный режиссер, педагог, лауреат Государственной премии Российский Федерации, Кавалер французского Ордена Академических Пальм и Ордена искусства и литературы. Признанный мэтр мировой режиссуры, один из столпов русского драматического театра, создавший собственную театральную систему и «Школу драматического искусства» на Сретенке, которой руководил с 1986 по 2007 год, когда в результате конфликта со столичными властями был вынужден покинуть театр и страну. 

Преподавал режиссуру в Национальной театральной школе Лиона и «педагогику для педагогов» в Венеции. Работает в разных городах мира, ставит спектакли в крупнейших театрах Европы.
В 2010 году учредил «Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева», целями которого стали сбор и передача знаний о теории и практике универсального театра, образовательная деятельность, издание книг и выпуск фильмов-спектаклей. Опубликованы: книга Ханса-Тиса Леманна «Постдраматический театр» (М.: ABCdesign, 2013) в переводе Н.Исаевой и книга диалогов и текстов Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой «ВАСИЛЬЕВ PARAUTOPIA АБДУЛЛАЕВА» (М.: ABCdesign, 2016). В планах Фонда: продолжение книжной серии о современном театре — важнейшие западные тексты теоретиков и практиков театра в новейших комментированных переводах.

В 2015-2016 гг. режиссер подготовил и провел актерский курс в Московской школе нового кино. Актерские курсы Васильева — это пост-образование для лиц, имеющих первое профессиональное образование в области театра и смежных с театром искусств.

Ключевые спектакли Васильева, поставленные в России: «Соло для часов с боем» (1973, МХТ), «Взрослая дочь молодого человека» (1979, Театр им. Станиславского), «Серсо» (1985, Театр на Таганке), «Шесть персонажей в поисках автора» (1987, ШДИ), «Плач Иеремии» (1996, ШДИ), «Моцарт и Сальери» (2000, ШДИ), «Медея. Материал» (2001, ШДИ), «Из путешествия Онегина» (2003, ШДИ), «Илиада. Песнь двадцать третья» (1997-2004, ШДИ), «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» (2006, ШДИ). Последний — «Старик и море» с Аллой Демидовой, по Хемингуэю, был представлен в 2017 году в рамках празднования столетия Юрия Любимова на Международном театральном фестивале им. Чехова в Москве.

С середины 1970-х Анатолий Васильев снимал документальные фильмы и кино-версии своих спектаклей, которые участвовали в европейских и российских кинофестивалях; являлся председателем и членом жюри на фестивале стран СНГ «Киношок» (2001-2015). В 80-х годах преподавал актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 гг. вел мастерские кинорежиссуры на курсах С. Соловьева и М. Хуциева.

Фильмы:

  • «Степной король Лир» (1976), телеспектакль по мотивам повести И. Тургенева

  • «Взрослая дочь молодого человека» (1990), телеспектакль по пьесе В. Славкина

  • «Каштанка» х/ф и «Не идет» д/ф (1986/1994), в соавторстве с оператором Олегом Морозовым

Спектакли-фильмы (на этом определении настаивает автор):

  • «Серсо» (1986/2013), спектакль-фильм в трех частях, по пьесе В. Славкина

  • «Дорога на Чаттанугу» (1992/2014), по телеверсии спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе В. Славкина

  • «Медея Материал» (2002/2014), на основе спектакля по пьесе Хайнера Мюллера с французской актрисой Валери Древиль в роли Медеи.




Анатолий Васильев
Советский и российский режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств РФ.
Центр Документального Кино

Возврат к списку