Андрей Бартенев — один из самых эксцентричных представителей современного искусства и авангардной моды. Художник, художник моды, перформер, сценограф, куратор, педагог. Создатель сложных и ни с чем не сравнимых балетов-перформансов — или даже шествий. Единственный русский художник, работающий в жанре синтетического перформанса, индивидуальный образ и произведения которого известны во всем мире.

Автор множества инсталляций и перформансов, он занимается графикой, проектирует скульптуры, сочиняет выставки, издает книги. Проводит мастер-классы в России, США, Великобритании и других странах. Преподает в норвежской Театральной Академии на факультете сценографии и в других европейских арт-академиях, где перформанс преподается как один из жанров визуальной культуры.

Его полиморфные, архитектурные и причудливые, мало похожие на одежду костюмы-герои представляют Россию на международной арт-сцене.

Его корни — в русском художественном авангарде, в формализме и конструктивизме.

Его мечты — о творчестве без границ, в полном слиянии разума и чувств.

Говорит Андрей Бартенев:
"Я вырос в Норильске, в городе контрастов, в городе чёрного и белого. Природе заполярного круга человек не нужен: ты видишь целостность, с которой твои поступки не соизмеряются. Ты видишь облака и понимаешь, насколько незначительно место человека в ландшафте. Своими поступками мне захотелось доказать обратное — что ты часть этого совершенства".

— "Когда я начинал в конце 80-х, для меня ориентиром была русская классика, авангард 1911–1914 годов — Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Гончарова, Певзнер, Гольдер. Все эти люди много работали с формой. И конечно же, Казимир Малевич с его архитектонами — в середине 90-х я посвятил ему один из перформансов".

— "Я объединяю музыку, звук, текст и форму — это делает мои произведения мультимедийными и универсальными. Такое можно показать где угодно, в любых условиях это будет к месту".

В 1990-е, которые сам Бартенев называет "арт-лабораторией визуальных искусств", он был в числе первых, кто устраивал художественные перформансы и альтернативные дефиле, создавал арт-объекты для подиумов, городских пространств и природных территорий. Он — автор модных "коллективных действий" 1990-х.

Культуролог Ирина Сироткина в своей книге "Альтернативная мода начала 1990-х. Перформанс как правда и как новая мифология" пишет:
"Позднесоветская неофициальная культура предложила свой обновлённый взгляд на моду как социальную практику. Скандальные перформансы и костюмированные шествия по улицам призваны были показать: официальная советская культура насквозь мертва, а правда — за нон-конформистами, диссидентами, маргиналами от искусства".


Фрагменты записи воркшопа Андрея Бартенева в программе Красноярской ярмарки книжной культуры КРЯКК 2012:
— Расскажу, как была воспитана моя страсть творить. Я вырос в Норильске, в городе контрастов, в городе чёрного и белого. Природа заполярного круга, она завоевывает, а не только завораживает. Ей человек вообще не нужен, и ты видишь эту целостность, а твои поступки даже не соизмеряются с этим. Когда я видел облака, понял, насколько незначительно место человека в этом, и захотелось своими поступками доказать обратное, доказать, что ты часть этого совершенства. Природная среда, совершенно независимо от цивилизации и независимо от меня самого, воплотила во мне творческую страсть.

— Мои творческие шаги, осознанные, начинались в 80–90е годы. Система, существующая в те годы, создала благоприятную почву для художников, она создала идею бескорыстного созидания, работы на энтузиазме, работы за идею. В это время был возможен внутренний порыв. Такой грибок энтузиастов разросся, и когда я решил бороться за визуальную идею, исследовать её, вокруг меня образовалась группа соратников. В сегодняшнее время молодым ребятам навязана другая мотивация — финансовая. Для творческой натуры — это самое страшное время. Каждый день, изо дня в день, тебе задают вопрос: "Ну, зачем тебе нужно это искусство? Иди на работу, получай деньги". Эта ситуация забирает огромное число будущих гениев. Одни идут на работу, другие, что страшнее, кончают жизнь самоубийством, потому что творческое начало приходит к тупику. Поэтому важно выработать принципы, которые помогут сохранить себя как художника, откроют панорамное видение, и тогда ваш творящий источник найдёт свою карьеру, вы, наконец, получите невероятное счастье и удовольствие, и круг таких же людей в придачу. В начале пути, вместе с мастером, наставником, нужно попробовать совершить путешествие в жизнь творческой личности, чтобы из нашего сознания вылетела ненужная пробка.

— Вы знаете, в природе, в мире, существует энергетический, творческий источник, к которому нужно лишь только подключиться. Уровень контактов и связей творческой энергии всепроникающий, он объединяет. И в процессе совместного художественного исследования, эксперимента, нужно помочь друг другу подключиться к этому источнику.

— Мы с вами — артерии и вены большого невидимого организма летящей творческой энергии. И когда попадаешь в это свечение, испытываешь невероятную эйфорию, ни с каким алкоголем, наркотиками или ещё чем-то это даже не сравнить. Это как любовь, как секс, это выплеск энергии, только на другом уровне, на другом слое. Здесь соединяются душа и сознание. А вы знаете, что весь мир построен на том, чтобы разум работал только эмпирически, отдельно от души, чтобы душа отсекалась. И только в творчестве возможно соединение одного с другим, это редкая секунда, поэтому ловите её и дорожите ей. Твоя душа, сердце и радость твоего сознания, эта редкая секунда — гораздо важнее любого общественного порицания, поэтому слушайте себя, слушайте свой сок, свою интуицию.
Андрей Бартенев
Художник, дизайнер, перформансист

Возврат к списку