Выставка «Гельцер. Коллекция»
Исследование легендарного собрания выдающейся женщины-коллекционера, прима-балерины Большого театра Екатерины Гельцер, в которое вошли работы великих русских художников: Левитана, Врубеля, Кустодиева, Коровина, Борисова-Мусатова, Бенуа и других.

Фигура коллекционера имеет важнейшее значение для развития и сохранения искусства. Именно коллекционерам обязаны своими экспозициями крупнейшие музеи мира, в частности, Государственная Третьяковская Галерея или Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. До революции коллекционирование было типичным увлечением образованных и состоятельных людей.

Возрождение этой практики в современной России происходит благодаря таким людям, как Наталия Курникова — владелица галереи «Наши художники», опытный куратор и профессиональный арт-дилер. Экономист-международник по первому образованию, Наталия начала собирать домашнюю коллекцию, но стала авторитетным арт-дилером и хобби превратилось в профессию.

Галерея “Наши художники” основана в 1995 году и преимущественно специализируется на творчестве русских художников-эмигрантов первой половины XX века, в основном — жителей Франции. Андрей Ланской, Сергей Шаршун, Сергей Поляков, Маревна — Наталья Курникова открыла нам имена, хорошо известные на Западе и мало кому знакомые в России. Сегодня с галереей «Наши художники» сотрудничают ведущие российские музеи, в частности Русский музей и Третьяковка.

Сегодня галерея “Наши художники”, переехав из построенного по проекту архитектора Евгения Асса здания в Борках на Рублево-Успенском шоссе, разместилась в самом центре Москвы, в новом камерном пространстве в Сеченовском переулке.

Наталья Курникова лично проведет экскурсию по галерее и текущей экспозиции, посвященной уникальной коллекции Екатерины Гельцер — прима-балерины Большого театра, в чьем собрании когда-то были работы титанов русского изобразительного искусства рубежа XIX—XX веков: Левитана, Врубеля, Кустодиева, Коровина, Борисова-Мусатова, Бенуа и многих других.

Подробнее о выставке:

В рамках цикла выставок, посвященных теме частного коллекционирования, галерея представляет очередной проект — «Гельцер. Коллекция» — исследование собрания русского изобразительного искусства выдающейся женщины-коллекционера, прима-балерины Большого театра Екатерины Васильевны Гельцер (1876–1962). Современники называли ее собрание, включавшее сотни живописных и графических работ, «маленьким отделением Третьяковской галереи». Это была бесспорно выдающаяся московская коллекция, сформированная в основном в 1920-1930-е годы. К сожалению, она не сохранилась. Крайняя рассредоточенность произведений и досадная ограниченность сведений о ней не позволяют сегодня ее представить во всей полноте. Галерее «Наши художники» удалось объединить в экспозиции около 40 первоклассных работ художников второй половины XIX – начала XX века, а в каталоге воспроизвести около 80-ти.

В состав выставки вошли произведения из московских государственных музеев – Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А.Бахрушина, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки и московских частных собраний. Среди шедевров: «На Волге», «Бурный день» (обе — ГТГ), «Осень. Солнечный день» И.Левитана (частное собрание), портреты Т.С.Любатович и «Хозяйка» К. Коровина (все — ГТГ), «Гензель и Гретель» М.Врубеля (ГТГ), «Обнаженная с распущенными волосами» В.Серова (ГТГ), «Летняя мелодия» В.Борисова-Мусатова, «Голубые гортензии» Н.Сапунова, «Павильон Армиды» А.Бенуа, «На высоком берегу Волги» Б.Кустодиева (все — частные собрания), «Портрет балерины О.А.Спесивцевой» С. Сорина (ВМОМК им. М.И.Глинки).

Екатерина Гельцер блистала на сцене Большого театра более трех десятилетий (1894–1935), одной из первых получила звание народной артистки РСФСР (1925). Ее исполнение отличало сочетание высокой, виртуозной техничности и выразительной актерской игры. Свою карьеру она начала стремительно, спустя несколько лет после зачисления в труппу исполняла главные партии почти во всех балетах, некоторые из которых создавались специально для нее, в частности, балетмейстерами А.Горским («Саламбо», 1910; «Корсар», 1912; «Любовь быстра!», 1913) и В.Тихомировым («Эсмеральда», 1926 «Красный мак», 1927). В 1910 году принимала участие в «Русских сезонах» С.Дягилева. В Париже Гельцер, Нижинскому и Карсавиной присваивают почетное звание офицера Академии изящных искусств.
Наталия Курникова
Владелица московской галереи «Наши художники»
Галерея "Наши художники"

Возврат к списку