Тезисы лекции Ильи Кухаренко

Илья Кухаренко
Лекция в Клубе “418”
Февраль 2017 


В апреле в Москву приезжают два оперных спектакля в постановке Кэти Митчелл – “Написано на коже” и “Траурная ночь”. Большой театр, Новая сцена, Москва
“Написано на коже”. 22-23 апреля 2017
Относительно новая опера композитора Джорджа Бенджамина, написанная по заказу Королевского театра “Ковент Гарден”. Музыка, комфортная для слуха даже сравнительно консервативных меломанов. История любовного треугольника между хозяйкой, хозяином и молодым работником. Кэти Митчелл ставит кинематографически выверенную, костюмную действительность, как в британском сериале (а ля “Аббатство Даунтон” или “Главный подозреваемый”), а потом делает шаг в сторону, смотрит на все это со стороны и свою точку зрения организует тоже как часть спектакля, где развивается параллельный сюжет.

“Траурная ночь”. Сценическое прочтение кантат И. С. Баха. 25-26 апреля 2017
Постановка Кэти Митчелл кантаты И.С.Баха «Траурная ночь» была осуществлена в программе оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе в 2014 году.
Смотреть: http://ru.medici.tv/#!/trauernacht-bach-aix-en-provence
Билеты:
http://bolshoi.ru/performances/Trauernacht/ 


Премьера “Пассажирки” Вайнберга. Новая опера, Москва
Я видел премьеру другой постановки — в Екатеринбургской опере в 2016 году (автор спектакля Тадеуш Штрасбергер). Моисей Вайнберг заново возникает в оперном мире и становится очень важным. Почти забытый композитор за последние 15 лет стал очень репертуарным. “Пассажирка” — одна из лучших его вещей, по повести польской писательницы Зофьи Посмыш — все еще здравствующей узницы концлагерей, которая была в заключении в лагере Аушвиц-Биркенау и в феврале доехала до России; повесть рассказывает о встрече бывшей заключенной и бывшей надзирательницы на круизном лайнере.
Читать: http://culture.pl/ru/artist/zofya-posmysh
Билеты: http://www.novayaopera.ru/?repertoire=passazhirka
Екатеринбургская постановка “Пассажирки” была представлена в Большом театре, на Новой сцене в феврале 2017 года в рамках гастролей Екатеринбургского Театра Оперы и Балета в Москве.
Читать: http://passenger.uralopera.ru/ru/
Билеты: http://www.uralopera.ru/afisha/show.php?annid=152 


Забытая опера Вайнберга “Идиот”. Большой театр, Новая сцена, Москва
Я не уверен в безупречном театральном результате, но качественное звучание обеспечено. Услышать эту музыку надо. Мы все знаем композитора Мечислава Вайнберга, он написал саундтреки к мультфильмам “Винни Пух”, “Каникулы Бонифация”, к фильму “Летят журавли” и множество других базовых вещей, определяющих наш с вами культурный контекст.
Премьера состоялась 12 февраля 2017 года. Режиссер-постановщик — Евгений Арье. Художник-сценограф — Семен Пастух, известный в том числе по работаем с Валерием Фокиным в Александринке. Видеосценограф — молодая талантливая художница Ася Мухина.
Билеты: http://www.bolshoi.ru/performances/1022/ 


Дмитрий Черняков возвращает своего “Князя Игоря”.
Нидерландская опера / De Nationale Opera, Амстердам (Нидерланды). С 10 февраля
“Князь Игорь” шел в Метрополитен опера, показывался в кинотеатрах России. Состав похожий, поменялось несколько голосов. Поют Ильдар Абдразаков, Агунда Кулаева, Дмитрий Ульянов, Владимир Огновенко, Оксана Дыка. Тот же самый спектакль, что прежде, но я предпочел бы его смотреть в Амстердаме, потому что зал оперы там меньше. Там виднее актерские работы, детали декораций. Про спектакль много написано, его можно посмотреть кусками на YouTube или воспользоваться пиратскими ресурсами и скачать всю трансляцию. Скоро запись оперы выйдет на dvd.
Читать: http://www.colta.ru/articles/music_classic/1982
Смотреть отрывки:
https://youtu.be/_OQcbO6sHYw
https://youtu.be/rIQys1rP4p0
https://youtu.be/u1E9Gl58X3g
https://youtu.be/q15MTG_zpsg
Билеты: http://www.operaballet.nl/en/opera/2016-2017/show/prince-igor 


“Лулу” / Lulu Альбана Берга, в постановке Кристофа Марталера / Christoph Marthaler. Дирижер: Kent Nagano. (Гамбург, Германия)
Staatsoper Hamburg | Premiere 12.02.2017
Новая постановка оперы Альбана Берга в Гамбургской опере, одна из самых фантастических партитур 20 века. У нас её всё ещё считают очень современной оперой, в Германии это давно вечная классика. За последнее время было много удачных постановок “Лулу” — ее ставили и Варликовский, и Черняков, и еще много кто, но Марталер впервые берется за эту историю.
Билеты: http://www.staatsoper-hamburg.de/en/playing_schedule/play.php?AuffNr=141571
“Лулу” Дмитрия Чернякова
Смотреть: http://ru.medici.tv/#!/lulu-berg-bayerische-staatsoper 


В апреле в Гранд Опера, зал Opéra Bastille возобновляют “Воццека” / Wozzeck Кристофа Марталера (Париж, Франция) 24.04 — 15.05 2017
Великая опера Альбана Берга/Alban Berg по драме Георга Бюхнера «Войцек». Этот спектакль Марталера надо видеть.
Вариант Дмитрия Чернякова недавно выпущен на dvd. Купить: http://melody.su/catalog/dvd/31074/.
Эти спектакли возникли почти одновременно, и очевидно “разговаривают” друг с другом. В пьесе Воццек чудовищно беден, его жизнь уныла, неустроена, внутри него зреет полубезумный протест. В опере протест остался, а социальное неравенство исчезло — и у Чернякова, который не любит рассказывать про то, что люди не равны, и у Марталера, которому неравенство не мешает, но он помещает действие на территорию потребительского комфорта лоу-миддл класса, что отменяет безнадежность у Бюхнера, тему выживания Воццека. У Марталера — люди сами загоняют себя в схему, где жизнь становится невыносима, и именно тогда возникает безумие.
Спектакль не записан на видео, но рецензий на него много.
Читать: http://www.smotr.ru/2009/2009_bol_wozzeck.htm
Билеты https://www.operadeparis.fr/en/season-16-17/opera/wozzeck 


Спектакль “Лоэнгрин”/ Lohengrin, режиссер Клаус Гут / Claus Guth
Опера Бастилии / Opéra Bastille, Париж, Франция. 18.01 — 18.02 2017
Музыкальное событие года во Франции. Вариант постановки театра “Ла Скала”, осуществленной три года назад немецким режиссером Клаусом Гутом..
Лоэнгрина поет Йонас Кауфман, супер тенор без страха и упрека, человек с идеальной вокальной школой, фантастически одаренный актерски, нечеловеческий красавец — чем старше он становится, тем лучше. Хотя бы раз в жизни послушать Кауфмана, особенно когда у него есть роль, — большое удовольствие. История средневекового рыцаря, на лебеде приплывающего спасать свою оклеветанную возлюбленную, разворачивается в гостиной 19 века во времена Рихарда Вагнера. Ход довольно банальный, но Клаус Гут сочиняет фантастически изобретательную историю.
Был сыгран зимой 2017, его показывали по телеканалу “Культура” в версии театра “Ла Скала”, нужно следить за афишей и следующей серией спектаклей.
Читать: http://www.kommersant.ru/doc/2093359
Смотреть: https://youtu.be/FioGST4B4Jg
Полностью:
1 акт https://youtu.be/u8DnkhePK38
2 акт https://youtu.be/-vb2_6YxMUI
3 акт https://youtu.be/stVApjn3R1E 


В Париже в сентября возрождается постановка Роберта Уилсона “Пеллеас и Мелизанда”/ Pelléas et Mélisande (Клод Дебюсси, либретто Мориса Метерлинка)
“Опера Бастилии” / Opéra Bastille. 19.09 — 06.10. 2017
Вы видели “Сказки Пушкина” в Театре Наций, слышали или видели “Травиату” в Перми. Уилсон — гуру американского авангардного театра, минималист, последователь Брехта. Первый раз поставил “Пеллеаса и Мелизанду” в Гамбурге в 1997 году. У меня есть кассета с рабочей записью этого спектакля из Зальцбурга, потом я посмотрел его в Париже, он записан на видео в прекрасном качестве. За годы спектакль не изменился и не состарился. Даже артисты фактурой похожи на тех, что пели в Гамбурге. Уилсон так же их гримирует и  выставляет мизансцены, но ты смотришь и думаешь, что это поставлено сейчас.
Смотреть полностью: https://youtu.be/ZoOj7hjaxwQ
Билеты: https://www.operadeparis.fr/en/season-17-18/opera/pelleas-et-melisande
Несколько лет назад Уилсон восстановил свой первый большой спектакль 1976 года “Эйнштейн на пляже”. Ты смотришь и не можешь представить, у кого достанет смелости сейчас придумать и поставить такое.
Смотреть: https://youtu.be/TJ2H1Ipr9FA 


Премьера в Париже
Дмитрий Черняков ставит “Снегурочку” / La fille de neige Николая Римского-Корсакова
Опера Бастилии / Opéra Bastille. 15.04 — 03.05.2017
Всегда сложно себе представить как все то, что мы обычно видим в спектаклях Чернякова, “срастется” с обстоятельствами, заявленными в пьесе Александра Островского и в опере Римского-Корсакова! Но нужно понимать, что Черняков очень любит Римского-Корсакова и знает его как никто, и что-то он про Снегурочку придумал.  
Билеты: https://www.operadeparis.fr/en/season-16-17/opera/la-fille-de-neige
Если вам нравится Черняков, имеет смысл обратить внимание на двух немецких режиссеров, которые сейчас руководят Штутгартской оперойЙосси Вилера и Сержио Морабито. Их режиссерский язык похож, и во многом Вилер и Морабито здесь — первопроходцы.
Имеет смысл обратить внимание (хоть и не застать вживую) на спектакли выдающегося кино- и театрального режиссера Михаэля Ханеке, записанные на видео. Того самого, который снял фильмы “Пианистка”, “Белая лента” и “Любовь”. Он поставил несколько оперных спектаклей, и они записаны, — “Дон Жуан” Моцарта (Palais Garnier, Париж, 2006) и “Так поступают все женщины” Моцарта (New York City Opera, 2012; Teatro Real, Мадрид, 2013). Последний иногда возобновляют, у него еще не закончился срок копродукции. Будет ли Ханеке еще ставить оперу — неизвестно.
“Дон Жуан”
Смотреть: https://youtu.be/QLpm8bcZ5oo
Читать: http://www.kommersant.ru/doc/743573
“Так поступают все женщины”
Читать: http://www.kommersant.ru/doc/2135509 


Только что исполнена премьера “Так поступают все женщины” / Così fan tutte Моцарта в Париже в постановке Анны Терезы Де Кеерсмакер / Anne Teresa De Keersmaeker
Следующие показы: Palais Garnier, с 12 сентября по 21 октября 2017
Читать: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кеерсмакер,_Анна_Тереза_Де
Смотреть: https://www.operadeparis.fr/saison-16-17/opera/cosi-fan-tutte/galerie#head
Билеты: https://www.operadeparis.fr/saison-17-18/opera/cosi-fan-tutte 


Кэти Митчелл, Кристоф Марталер, Клаус Гут, Кшиштоф Варликовский — эти режиссеры покажут вам арт-хаус. Сюжеты могут быть связными или сюрреалистичными, но у вас никогда не возникнет сомнения в психологических мотивах у героев. Эти спектакли будут разговаривать с вами, и можно гарантировать, что это будет театр очень плохого настроения. Опера — не самое веселое искусство на свете, если мы говорим не про “Севильского цирюльника” или “Дона Паскуале”. Странно думать, что, например, опера “Медея” Варликовского подарит вам минуты искрящейся радости. 


“Волшебная флейта” в постановке Барри Коски из берлинской “Комише Опер” / Komische Oper приедет к нам на Чеховский фестиваль.
24–26 мая 2017, Большой театр, Новая сцена (Москва)
Если у вас есть подростки-гаджетоманы, не чуждые классическому искусству, тащите их на спектакль. Роскошный интерактивный мэппинг, быстрые перемены действия, герои оказываются в дизайнерски придуманной видео-среде. Бесконечно крутая картинка, которая расскажет вам эту историю.
Смотреть: https://youtu.be/qNY-IjS6ssQ
https://youtu.be/i-XEFUImCJ8
Билеты: http://www.chekhovfest.ru/spec/2136/
http://www.bolshoiticket.ru/genre/opera/announce/chekhovskiy-festival-volshebnaya-fleyta-komishe-oper-berlin-germaniya/
Барри Коски — хозяин “Комише Опер”, блестящий комедиограф, но и серьезный режиссер, один из самых любопытных интендантов. “Комише” по формальным признакам можно сравнить с нашим Театром Оперетты. Так более нагляден феноменальный успех и лидерская позиция на немецкой оперной поляне. Там долгое время царило правило “все идет на немецком” — это единственный театр в Берлине, где почти все оперы поются на немецком вне зависимости от того, на каком языке их написали. Который год подряд он становится лучшим оперным театром Германии — при всех бюджетах Мюнхена, берлинских Дойче Оперы и Штатсоперы, с великими режиссерами и знаменитыми певцами. 


“Комише” делает упор на зрелище. Там идет очаровательный, тонкий, злой, смешной “Севильский цирюльник” / Il barbiere di Siviglia в постановке Кирилла Серебренникова. На него легко попасть. В день спектакля всегда можно купить один-два билета на приличные места.
Поют скорее плохо, но это совершенно не важно. Потому что Кирилл Семенович придумал историю и про Россини, и про нас с вами, так что сидишь и ухохатываешься, не испытывая стыда, потому что в его юморе нет ничего петросяновского. Он оторвался там за всё то, что ему нельзя здесь. Для Фигаро он буквально снял с себя косые черные одежды, хвостики, шайбы из пробитых ушей — и размножил, поскольку Фигаро там три. Там есть сцена, где граф Альмавива появляется в доме доктора Бартоло под видом учителя музыки, и он должен быть абсолютно асексуален, чтобы дон Бартоло не заподозрил интриги, поэтому Альмавива появляется в образе Кончиты Вюрст, место которой со временем занимает подложная Кончита Вюрст, когда влюбленным надо отойти и пообщаться. И когда приходит Фигаро, он приходит как третья Кончита. Кирилл Семенович как бы говорит: “Мне не давали сделать это пять раз, поэтому я сделаю это здесь хотя бы три раза”. В имени Фигаро буква F написана характерным фейсбучным шрифтом.
Смотреть: https://youtu.be/hHS0LQYTiwQ
Билеты: https://www.komische-oper-berlin.de/spielplan/il-barbiere-di-siviglia/1651/ 


Курентзис объявил программу Дягилевского фестиваля, 14–25 мая 2017, Пермь
http://diaghilevfest.ru/
http://permopera.ru/media/news/show/1559
Программа: http://diaghilevfest.ru/events/
14 мая программу Дягилевского фестиваля откроет концерт Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса, он исполнит Первую симфонию Густава Малера и Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга.
Премьера в программе фестиваля — впервые в России будет представлена опера «Свадьба» Аны Соколович (композитор родом из Сербии, с начала 1990-х живет в Канаде, лауреат многочисленных престижных канадских наград, композитор года 2007, лауреат премии «При Опус», квебекского музыкального «Оскара»). Опера длительностью в час и без музыкального сопровождения исполняется шестью певицами a cappella. Сюжет — сербский обычай приготовления невесты к свадьбе. Постановщик спектакля — Антон Адасинский, актер, режиссер, хореограф, музыкант, создатель и руководитель театра DEREVO. Сценограф — Павел Семченко из Инженерного театра АХЕ.
Советую приехать в Пермь на несколько дней, поскольку пространство там организовано так, что вы погружаетесь в среду с неожиданными событиями. Днем можно послушать лекцию в фестивальном клубе, вечером посмотреть спектакль, а ночью лечь на ковры, в полной темноте слушать пиано гала и общаться с Теодором. Приезжать на оперные фестивали на один день бессмысленно: вы не успеваете затормозить.
Также в следующем сезоне заявлена премьера “Богемы” Пуччини в постановке Филиппа Химмельмана с Курентзисом за пультом, но пока премьера отложена, даты не объявлены. Если “Богема” состоится, то нужно слышать Надежду Кучер (Мюзетта) и башнюрвущий подход Курентзиса к Пуччини. Теодор — один из тех режиссеров, которым не важно, что спектакль недостаточно хорош. Он может все одеяло перетащить на себя. Берите билеты так, чтобы видеть за пультом Теодора — это будет спектакль, от которого вы получите наслаждение. 


Совет: выбирать фестивали недалеко от того места, где вы собираетесь отдыхать. Есть группа фестивалей недалеко от Прованса во Франции, другая группа в районе Альп — в Австрии, в Баварии. 


Зальцбургский фестиваль уже два месяца продает билеты.
http://www.salzburgerfestspiele.at
Зальцбург, Австрия, 21 июля — 30 августа 2017
В этом году у фестиваля новый интендант — Маркус Хинтерхойзер, один из лучших камерных пианистов нашего времени, был соавтором и Питера Селларса, и Кристофа Марталера, и Уильяма Кентриджа, и Роберта Уилсона. Он приезжал к нам в Россию в 2015 году в качестве пианиста на Дягилевский фестиваль и играл концерт Галины Уствольской. А до этого, в 2014 году на фестиваль NET привозили спектакль Кентриджа “Зимний путь” (вокальный цикл Шуберта), совершенно феноменальный, с одним солистом за роялем (Маттиас Гёрне), это был Хинтерхойзер. По сути это один из лучших оперных спектаклей нашего времени.
Этот безбашенный человек наконец-то пришел в Зальцбург, который последние годы закисал оттого, что был слишком буржуазным. Анна Нетребко, Валерий Гергиев, все хорошо, но мало смысла для искусства. Фестиваль осатанел от больших денег и решил все перетряхнуть, позвав хулигана-нонконформиста. Программа в этом году будет немного нервической.
Маркус Хинтерхойзер: худрук зальцбургского «Пасхального фестиваля» (2011-2012), с 2014 по 2016 — генеральный директор фестиваля «Винер Фествохен», 2017 года — директор и художественный руководитель Зальцбургского фестиваля. http://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters/2016/07/10/648644-intendantom-zaltsburge#/galleries/140737488880516/normal/1
Открывает программу наш герой, Теодор Курентзис.
Ставить будут оперу “Милосердие Тита” / La clemenza di Tito.
Нам в школе говорили, что последняя опера Моцарта — “Волшебная флейта”, а потом “черный человек”, “Реквием” и кончина. Так вот и нет: последняя опера Моцарта, как раз, “Милосердие Тита”, одна из тех острых интересных опер, которые возникают, когда Европу трясет. История про человека, который простил непрощаемое, акт терроризма. Соавтором Курентзиса станет Питер Селларс, в своих 150 нитках индийских бус и цветастых рубахах. В первый период своего творчества он открыл то, чем сегодня занимается Черняков, а во второй половине жизни начал заниматься ритуальным театром, восточными практиками, архаическими национальными традициями.
http://permopera.ru/people/4189
Курентзис и Селларс уже работали вместе, поставили в Перми “Королеву индейцев” Пёрселла, которую привозили и в Москву, играли в Экс-ан-Провансе, которая завоевала все возможные призы.
Смотреть полностью: https://my.mail.ru/mail/viktorlaskin/video/2180/9631.html
Билеты: http://www.salzburgerfestspiele.at/language/en-us/programm/oper/oper-detail/programid/5558/id/10676/sid/125
В Зальцбурге всегда будет Анна Нетребко, поскольку ее звезда взошла в Зальцбурге. Нетребко согласилась спеть Аиду.
“Аиду” оформляет одна из самых интересных видеохудожниц, иранка Ширин Нешат. Ее ближневосточный взгляд может придать дополнительное измерение истории про любовь и рабство.
Познакомиться с творчеством Ширин Нешат:
https://youtu.be/FS18sfZkHXc
https://youtu.be/sOjqX4rgS9c
Билеты: http://www.salzburgerfestspiele.at/language/en-us/programm/oper/oper-detail/programid/5560/id/10689/sid/125 


“Воццек” в постановке Уильяма Кентриджа / William Kentridge.
Южноафриканский режиссер, который сочетает в себе мастерство рисовальщика в старом добром смысле и талант видеохудожника. Оживающие рисунки, внутри его сетов всегда есть место наклеенным листам бумаги, на них возникают эскизы, наброски, которые живут своей жизнью, и этот видеокомментарий существует параллельно тому, что идет на сцене. В контексте разговора о недопустимом “на театре”, спектакли Кентриджа выглядят крайне консервативно, при том являясь острием авангарда.
Знакомство с Кентриджем:
“Зимний путь”: https://youtu.be/Do3_OvxSITo
“Волшебная флейта” в Ла Скала, полностью: https://youtu.be/6s0ypwJi8CI
“Лулу” в “Метрополитен Опера”: https://youtu.be/n5GoAnCaq9U
Билеты на “Воццека”: http://www.salzburgerfestspiele.at/language/en-us/programm/oper/oper-detail/programid/5567/id/10724/sid/125 


Рядом с Зальцбургом существует фестиваль в Брегенце / Bregenz Festival, Австрия.
19 июля — 20 августа
http://bregenzerfestspiele.com/en
Главный аттракцион — озерная сцена, большой понтон на Боденском озере и амфитеатр на берегу.
В этом году там идет “Кармен” в постановке Каспера Хольтена / Kasper Holten.
Старый статусный лондонский ”Ковент Гарден” сделал этого 36-летнего парня режиссером на несколько лет и расставался с ним с большой печалью: Хольтен решил вернуться к себе в Данию.
Одевайтесь теплее, никаких вечерних платьев, теплые накидки и репелленты — комары любят озера.
Билеты: http://bregenzerfestspiele.com/en/programme/carmen 


Если выбирать между Фестивалем в Брегенце и Арена ди Верона / Arena di Verona — рекомендую Брегенц. Арена ди Верона (Италия) уже очень давно не является местом для реальных поклонников оперы, это туристический аттракцион. 


Фестиваль Экс-ан-Прованс / Aix-en-Provence, Франция еще два года будет самым режиссерским из оперных фестивалей Европы.
3 — 22 июля 2017
http://festival-aix.com/en
http://festival-aix.com/en/information/ticket-sales/how-book
Дмитрий Черняков ставит “Кармен” Жоржа Бизе.
GRAND THÉÂTRE DE PROVENCE, 4, 6, 8, 10, 13, 15, 17, 20 июля 2017
Лет 10 назад “Кармен” находилась у Чернякова в списке “я никогда не буду ставить”. “Кармен” устроена так, что вклиниться туда со своим режиссерским разбором довольно сложно. Единственный режиссер, который смог свернуть ее в неоперную историю — Питер Брук, но ему для этого пришлось полностью переаранжировать партитуру и взять драматических артистов с голосами (“Трагедия Кармен”, Париж, 1981). У Чернякова такого права не будет, потому что в Экс-ан-Провансе купюр не допускают.
Билеты: http://festival-aix.com/en/event/carmen
“Пиноккио” / PINOCCHIO, сказку невеселую и недетскую, пишет по заказу Экс-ан-Прованса Филипп Бусманс / Philippe Boesmans, живой классик, современный бельгийский композитор. Нас ждет мировая премьера оперы по либретто и в постановке знаменитого французского драматурга и режиссера Жоэля Помра.
GRAND THÉÂTRE DE PROVENCE, 3, 7, 9, 11, 14, 16 июля 2017
Билеты: http://festival-aix.com/en/event/pinocchio
Чем богаче край, где проходит оперный фестиваль, тем ярче ощущается запрос: если у нас последняя модель айфона, то почему у нас опера, написанная два года назад? Состоятельная публика требует новых опер.

Римская арена в городе Оранж рядом в Экс-ан-Провансом и Авиньоном (Франция).
Фестиваль “Chorégies d’Orange”, 19 июня — 5 августа 2017

Даже если будете просто проезжать мимо, зайдите на экскурсию. У всех остальных арен, включая Колизей, провалилась т. н. скена — стена, которая разделяла сцену и просцениум. Людовик XIV называл ее самой красивой стеной французского королевства. Там уникальная акустика, потому что при строительстве клали черепки под кресла, т. н. голосники. В Оранже сейчас значительно лучше с голосами.
Этим летом на Оперном фестивале «Хорегии Оранжа» / Chorégies d’Orange будет абсолютно консервативная “Аида” Верди. Но ветер — лучший режиссер. Когда у тебя сзади потрясающая римская стена со статуями, а на сцене — Сондра Радвановски и Анита Рачвелишвили, получаешь удивительный эффект. Иногда нужно бывать и в старой доброй опере, тем более, на воздухе.
Билеты: http://www.choregies.fr/programme--2017-08-02--verdi-aida--fr.html
http://www.choregies.fr/programme--2017-08-02--verdi-aida--en.html
http://www.choregies.fr/programme.html?lang=en 


Есть еще Эдинбург и Авиньон, важные театральные фестивали, про которые я сейчас ничего не могу сказать. Они объявят свои программы в середине и в конце марта, соответственно.
В Авиньоне иногда бывает опера — это зависит от куратора. Но сейчас фестивалем руководит известный французский скандалист, режиссер и драматург Оливье Пи / Olivier Py, который с оперой работает много.
http://www.festival-avignon.com/en/
71st Festival d'Avignon. 6—26 июля 2017 


В Эдинбурге опера есть всегда, и почти всегда с важными режиссерами.
The Edinburgh International Festival, 4—28 августа 2017
https://www.eif.co.uk/
http://www.edinburghfestivalcity.com/festivals/edinburgh-international-festival
http://www.edinburghfestivalcity.com/festivals/edinburgh-festival-fringe
https://www.eif.co.uk/news/2016/get-ready-2017#.WLJpoxKLTEY 


Тимофей Кулябин “Риголетто”.
Вупперталь Опера / Oper Wuppertal, Германия. С 9 апреля 2017
Мне неловко говорить об этой премьере, потому что я драматург постановки. Она будет идти в апреле, по субботам или воскресеньям, в городе Вуппертале, где находится театр танца Пины Бауш. Часть наших костюмов — из старых спектаклей Пины Бауш. На сцене — Руслана Коваль, молодая звезда Большого театра, Павел Янковский, который спел Вольфрама в “Тангейзере” и является постоянным приглашенным солистом Мариинки, только что спел Елецкого в “Пиковой даме”.
Билеты: http://www.oper-wuppertal.de/oper/spielplan/detailansicht-auffuehrung/?tx_wbfe_pi1%5Bperformance%5D=1104
Всегда интересно смотреть, как Тимофей находит адрес для странных историй. Надо сказать, что с “Риголетто” это не удавалось никому. Режиссеры-”психоаналитики” почти никогда не брались за эту оперу. Исключение составляет Клаус Гут, но он поставил ее хитро, одним большим флэшбэком сошедшего с ума Риголетто-бомжа, который носится с картонной коробкой: когда он открывает ее, мы видим сцену венской оперы в раскрытой коробке, с лестницами, помещениями и с замятостями картона.
Великолепная работа художника. “Риголетто” Клауса Гута будут показывать в Париже с 27 мая. Билеты: https://www.operadeparis.fr/en/season-16-17/opera/rigoletto 


В конце марта в Москве будет сыграно несколько спектаклей “Дона Паскуале” Доницетти в постановке Тимофея Кулябина.
Большой театр. Новая сцена. 29 марта — 2 апреля 2017
В опере заняты лучшие молодые голоса не только России, но и мира. Оба состава достойные.
Читать: http://www.smotr.ru/2015/2015_bol_dp.htm
Смотреть: https://youtu.be/8UtOi1G8F2s
Билеты: http://www.bolshoi.ru/performances/914/
http://bolshoi.ru/performances/914/details/ 

 
“Любовь издалека” финской композиторши Кайи Саариахо / Kaija Saariaho, которую поставил всемирно известный канадский режиссер Робер Лепаж, очень красивая музыка и красивая постановка. Светящееся, волнующееся море, которое принимает любые формы, световые и цветовые очертания. Все еще можно посмотреть в кино.
Билеты: http://www.theatrehd.ru/ru/titles/5139 

 
Хайнер Гёббельс. “Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой”. Электротеатр Станиславский, Основная сцена, Москва
29, 30, 31 марта 2017, начало в 20:00
Если вы хотите что-то понимать про современную музыку и при этом получить чистый театральный кайф, сходите на этот спектакль. Его поставил великий немецкий режиссер и композитор Хайнер Гёббельс. Это спектакль-партитура, и, я думаю, если Гёббельсу предложить назвать это оперой - он не будет сильно против. Спектакль представлен в нескольких номинациях на премию “Золотая Маска” 2017.
Билеты: http://electrotheatre.ru/events/maks-blek-ili-62-sposoba-podperet-golovu-rukoy 

 
Электротеатр Станиславский и Пермский театр оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса (в котором режиссер Филипп Григорьян поставил оперу “Медея-материал” Паскаля Дюсапена, а режиссер Семен Александровский — новую оперу “Кантос” нашего современного композитора Алексея Сюмака) лучше и быстрее расхватывают новые технологии, потому что их амбиции — больше. А в современном мире побеждает тот, у кого есть амбиция.
Вау-эффект от того, что надо ехать в Пермь за “Травиатой” Боба Уилсона сильнее, чем от того, что надо было бы ехать за ней в Париж.

Лекция «Театр без разочарований»
Рассказывает театровед, оперный драматург и продюсер, эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска» Илья Кухаренко.
Илья Кухаренко
Театровед, музыкальный критик

Возврат к списку