Театральная олимпиада 2019
СПб 03.07.2019 21:00 Ср

В 2019 году Россия принимает Международную театральную олимпиаду — одно из ключевых событий Года театра.

Театральная олимпиада 2019 — это масштабный фестиваль, площадка для развития глобальной театральной интеграции и диалога театральных деятелей разных стран. В рамках фестиваля пройдут гастроли лучших зарубежных театров, национальных театров из регионов России, а также лекции и мастер-классы от ведущих театральных деятелей.

В год своего 25-летнего юбилея Театральная олимпиада впервые в истории пройдет одновременно в двух странах — России и Японии.

Мы выбрали для вас пять спектаклей, которые непременно стоит увидеть.


«Эдип»
Центр исполнительских искусств Перемены, Италия
Режиссер Роберт Уилсон
6,7 июля
12507ee4c28d3d79f6e7749b5d4914e0.jpg
«Эдип» — спектакль Роберта Уилсона по мотивам пьесы Софокла «Эдип-царь» (430 г. до н.э.) в классическом итальянском переводе авторства Этторе Романьоли (1926) с фрагментами перевода Орсатто Джустиниано 1585 года и переводов древнегреческой трагедии на разных языках. Все это с целью показать, что древний миф с течением времени свободно преодолел многие географические и культурные границы.
Уилсон стирает границы между театром, танцами, музыкой и изобразительным искусством, и включает в ткань спектакля сцены, которые отсутствуют в оригинальной трагедии Софокла, например, рассказ Пифии о дельфийском оракуле или сцену бракосочетания Эдипа с Иокастой.
Важнейшую роль в спектакле играет музыка. Композитор, саксофонист из Нового Орлеана Дики Ландри вступает в музыкальный диалог с сирийским композитором, кларнетистом Кинаном Азмехом.

«Тихий вечер танца»
Театр Сэдлерс Уэллс, Англия
Хореограф Уильям Форсайт
14,15 июля
be430d3621b894f475052195e90acf19.jpg
Когда Уильям Форсайт нарушает каноны, это становится каноном. Форсайт — бесспорно, одна из ключевых фигур в современной хореографии. В ХХ веке он безгранично обогатил язык танца, в ХХI — продолжил разведывать новые формы и раздвигать их границы, представляя на суд зрителей работы, концептуально строгие и требующие от танцоров невероятной физической формы и выносливости.
В новой постановке Форсайт придумал нечто, напоминающее по форме концерт камерной музыки. Диапазон номеров простирается от минималистичных аналитических построений до хореографических номеров, вдохновлённых барочной музыкой. «Тихий вечер танца» представляют семь танцоров, преданных соратников Уильяма Форсайта, обладающих способностью проникновения в самую суть танца и внутренний мир человека, посвятившего себя этому искусству.

«Мать»
Театральная компания Peeping Tom, Бельгия
Режиссер Габриэла Каризо
6,7 сентября
752a52061e73ab34229c2f9524e894a2-6.jpg
«Мать» — остроумный и тревожащий спектакль, передающий восхищение грандиозностью мироздания и удивление нашим попыткам приспособить его к своим представлениям о мире.
Габриэла Карризо задумывала эту работу как посвящение своей ушедшей матери. К этой теме Peeping Tom обращается с тем же нежным и, одновременно, саркастичным чувством, которое характеризует все их работы.

Для Габриэлы Карризо тело — это хранилище, в котором множество осознанных и бессознательных воспоминаний сталкиваются и в своем слиянии определяют, кто же мы есть. Новые смыслы рождаются на границе между скорбью и торжеством, между попыткой удержать и стремлением отпустить, между структурным восприятием и безумием. Жизнь и смерть становятся в этом сюжете объектом искусства.

Экспериментальный язык Peeping Tom наряду с хореографией выводит в этом спектакле на первый план звук. Команда спектакля исследует, как звуки вызывают в нашей памяти образы и ассоциации. Звуки неразрывно связаны с героями и их эмоциями, танцем и объектами, звуки создают аудио-сценографию хореографических картин. Как следовать за танцовщиком, чтобы услышать звук танца? Как извлечь звук из объекта? Как зафиксировать и изменить звук? Это — лишь некоторые из вопросов, на которые отвечает спектакль.

«Процесс»
Новый Театр, Польша
Режиссер Кристиан Люпа
6,7 сентября
43be5a4b4784a55818b255cf2560f977-1.jpg
«Сразу нужно сказать одну вещь. Никто в польском театре, кроме Кристиана Люпы, не обладает воображением подобного масштаба, никто не выстраивает с такой скрупулезностью сценические миры, чтобы соединить литературный образ с реалиями дня сегодняшнего и предчувствием неизбежного наступления прошлого», — пишет польский театральный критик Яцек Вакар.
Печальные события, описанные в романе Франса Кафки, не позволяют читателю оставаться в стороне и вызывают пугающие, глубоко личные ассоциации… Это обо мне, это о нас — МЫ ВСЕ АРЕСТОВАНЫ… Это мы идем по пути изнурительной борьбы с темным АБСУРДОМ, вступая в лишенный логики диалог с человеком на другой стороне. Диалог, который до странности напоминает абсурдность и диалоги в нашей современной реальности…» — говорит Люпа о спектакле.

Amor
Театр Аттис, Греция
Режиссер Теодорос Терзополус
17 сентября
7523d62452582ab24de2052b0996c66f-2.jpg
На сцене разворачивается аукцион, где на продажу выставлено все: театральная бутафория, роли, эмоции, память, части человеческих тел. Цены меняются вместе с биржевым курсом. Актеры остроумно комментируют сводки новостей и поведение людей, которые в кризисное время пытаются управлять другими, но и сами подвержены манипуляциям властей. Сложности отступают, когда ведущей силой цивилизации становится любовь. Amor – второй по счету спектакль в сценической трилогии Теодороса Терзопулоса, наравне со спектаклями Alarme и Encore.