«Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо», — МАРТИН СКОРСЕЗЕ

Микеланджело Меризи да Караваджо — не просто великий художник. Он один из тех, кто изменил живопись. Коллеги-современники проклинали его за натурализм, а обыватели ужасались тому, что святых он писал с бродяг и проституток. Он был несносен и вспыльчив и в одной из многочисленных драк даже убил человека. Своей драматичной светописью он дал один из важнейших уроков будущим фотографам.

Смерть ему к лицу

Караваджо похоронили в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий сифилиса. А останки, которые генетическая экспертиза приписала художнику, нашли четырьмя годами ранее, в 2010-м, на городском кладбище Порто-Эрколе. Во время траурной церемонии на гроб с останками вместо букета положили корзинку с фруктами — как на известном натюрморте Караваджо. Кстати, вовсе не голландцев, а именно Караваджо считают автором первого натюрморта.



Кажется, сам Караваджо был бы не против того, чтобы его мертвого потревожили ради дела. Во всяком случае, сам он так однажды поступал — когда писал свое «Воскрешение Лазаря»: для пущей правдоподобности в качестве модели для заглавного героя он велел подать ему в мастерскую эксгумированного покойника. Рассказывают, натурщики, которым надлежало давно бездыханного Лазаря держать, воспротивились: мол, не богоугодно, да и противно. Но Караваджо достал нож, пригрозил отправить их в освободившуюся могилу — и процесс пошел.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря

Шедевры на скорую руку

Искусствоведами до сих пор не найдены эскизы, сделанные Караваджо хотя бы к его самым большим и многолюдным работам. Его жизнь была бурной и короткой, а произведений он после себя оставил, будто умер седовласым праведником (и ведь это еще очень многие из них утрачены!). А все потому, что художник, видимо, обходился без черновиков, создавая свои сложнейшие многофигурные композиции прямо на холсте.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Преображение Святого Павла
Преображение Святого Павла

Любимый художник Голливуда

Микеланджело Меризи де Караваджо. Обращение Святого Савла
Обращение Святого Савла 

Удивительного психологизма и драматизма Караваджо добивался особым освещением своих полотен: источника света на картинах почти никогда не видно, но он явно не естественного происхождения и расположен где-то над головами героев, высвечивая из темноты их фигуры, лица, жесты — а в итоге характеры и эмоции. Такой многозначительный свет, используемый не только для создания объема (ЗД-эффекта, по-нашему говоря), но и для разжигания страстей, по сей день пытаются воспроизводить на театральных подмостках и в голливудских фильмах. Операторы, которым это удается, обычно номинируются на «Оскар».

Микеланджело Меризи де Караваджо. Святой Иероним в раздумьях
Святой Иероним в раздумьях



Это кадр из фильма «Роковая страсть» (2013) Джеймса Грея, американского режиссера с украинскими корнями. Операторов своих фильмов он, прежде чем допустить на съемочную площадку, выгуливает по музеям с произведениями Караваджо. Показывает, как надо. Такое же, как в этой сцене, резкое противопоставление света и тени на картинах Караваджо называют словом «кьяроскуро» (итал. светотень).

Еще один голливудский поклонник Караваджо — режиссер Мартин Скорсезе. Он говорит, что Караваджо был прирожденным режиссером и «помогал» ему ставить свет на съемках фильма «Злые улицы». Люди, тусующиеся в мрачных нью-йоркских барах в этом фильме, — это ремейки картины Караваджо «Призвание апостола Матфея».


Караваджо. Призвание апостола Матфея, 1599


Мартин Скорсезе. Фильм «Злые улицы», 1973

А взгляните на кадры из «Славных парней» Скорсезе (1990), где художником по свету в титрах тоже вправе значиться Караваджо.






А еще Мартин Скорсезе говорит, что учился у Караваджо рассказывать истории: на картинах этого художника действие схвачено в самом разгаре — так хороший режиссер должен уметь начинать свое повествование не издалека, а сразу с того, от чего зрителю не оторвать глаз.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Взятие Христа под стражу
Взятие Христа под стражу

«Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо», — МАРТИН СКОРСЕЗЕ


Караваджо. Нарцисс, 1599

Мартин Скорсезе. Фильм «Таксист», 1976

Арт-икона кисти Караваджо

Ну, а самая популярная у художников картина Караваджо — пожалуй, эта:

Микеланджело Меризи де Караваджо. Погребение Христа (Положение во гроб)
Погребение Христа (Положение во гроб)

Локоть Никодима вот-вот прорвет холст. А кладбищенская плита? Ой! Им бы там поосторожнее — как бы не потеряли равновесие и не сорвались в могилу. Лица у канонических плакальщиков — точь-в-точь, как у убитых горем простых смертных, современников хоть Караваджо, хоть наших. Никогда еще классический религиозный сюжет не был таким житейским и живым. Никогда больше художники не захотят рисовать схемы вместо людей, иллюстрируя Библию. Ремейки этой картины Караваджо кто только не делал: Рубенс и Сезанн, Фрагонар и Жерико.


Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб, 1612


Дирк ван Бабюрен. Положение во гроб, 1617


«Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера, Жоржа де Латура или Рембрандта. И Делакруа, Курбе и Мане писали бы по-другому», — РОБЕРТО ЛОНГИ (1890—1970), итальянский искусствовед.

Источник: artchive.ru


Возврат к списку

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «418»
ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПУБЛИЧНУЮ
ПРОГРАММУ ЖУРНАЛА
«ДИАЛОГ ИСКУССТВ» И ММОМА
«ИСКУССТВО И ДЕНЬГИ»

Клуб_ММОМА.jpg Узнать подробнее